Тема конкурса

Москва-река, ее берега во все времена были средоточием главных знаковых объектов города и региона – Кремль, Храм Христа Спасителя, Новодевичий, Даниловский, Симонов, Новоспасский, Андреевский монастыри, Белый Дом, здание СЭВ (Мэрия Москвы), комплекс «Красные холмы», комплекс Президиума РАН, ММДЦ «Москва – Сити» и комплекс административных зданий Правительства Москвы и Мосгордумы.

В настоящее время обсуждается возможность строительства крупных градостроительных комплексов в Нагатинской пойме, в зоне Южного и Северного портов, а также на территории ЦДХ (парк искусств).

С конца ХIХ века утилитарное отношение к Москве-реке, как к исключительно удобной водной транспортной магистрали, привело к размещению на ее берегах многочисленных промышленных объектов, к общей градостроительной деградации весьма ценных прибрежных территорий.

В 30-50-х гг. репрезентативная застройка набережных дала импульс формированию новых «речных фасадов» столицы, а также способствовала появлению общественных парковых пространств (ЦДХ - парк искусств, ЦПКиО - Нескучный сад - Воробьевы горы). Генеральным планом 1971 года было декларировано развитие сквозных, проходящих через центр столицы непрерывных рекреационно-парковых зон, проходящих вдоль набережных Москва-реки с раскрытиями в сторону прибрежных парков, переходящих на территорию Московской области.

В генплане 2002 года такая тенденция была во многом сохранена и получила дальнейшее развитие. Многочисленные обращения к теме реки в последние годы привели к появлению новых мостов, благоустройству прибрежной зоны, но до сих пор еще не дали какой-либо реальной и конкретной комплексной градостроительно осмысленной программы превращения Москвы-реки, ее набережных в активные и общественно значимые открытые пешеходные пространства общегородского использования.

Бесспорно, что за последние 15 лет Москва обрела новое дыхание, соответствующее статусу одной из мировых столиц. Но, к сожалению, река Москва продолжает жить в 90-м – 91-м году 20 века. Ее набережные безлюдны, отсечены от людей потоком машин, акватория реки почти пустынна: запрет 30-х годов на движение небольших частных судов действует до сих пор, редкие теплоходы «Москва», безликие причалы и несколько сооружений на воде с довлеющим стереотипом стилистики названия – «дебаркадер». Так быть не должно, и здесь мы абсолютно солидарны с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым – стандарт качества архитектурных и градостроительных решений на реке должен соответствовать статусу столицы России.

Индивидуальные проекты плавающих особняков, гостиниц и театров известны во всем мире (взять хотя бы, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции), но они не объединены в общую архитектурную и градостроительную концепцию развития городов. Вообще, вековые традиции защиты частной собственности и свободного предпринимательства неоднозначно повлияли на водную архитектуру во многих городах мира.

В России строительство на воде находится на начальном этапе, его обошли стороной масштабные инвестиции 90 – х годов прошлого века. И это, наверное, хорошо. Теперь, когда и бизнес, и государство набрались опыта, стали более мудрыми, можно попробовать сделать правильно и красиво, практически с нуля, совместными усилиями создать и реализовать комплексную программу, учитывающую градостроительные, культурные, экологические и коммерческие аспекты.

Будет справедливо, если первый подобный проект будет реализован именно в Москве, и именно в то время, когда государство обратило особое внимание на развитие внутренних водных путей РФ и строительство судов для их обслуживания.

Проект «Москва - река в Москве» должен показать многообразие архитектурных, функциональных, экологических, социальных и культурных идей освоения акватории, от гостиниц на воде, до пешеходных маршрутов, яхт-клубов, концертных, выставочных и театральных площадок, объектов социального назначения, в том числе интернатов и профессиональных училищ для детей из малообеспеченных семей и детей сирот.

Необходимо оживить реку, вовлечь ее в столичную жизнь 21-го века, сделать привлекательной как для жителей Москвы, так и для российских и зарубежных туристов, заставить ее работать, как туристическую транспортную магистраль.

Темой Конкурса является разработка инновационных архитектурных решений для строительства объектов водной инфраструктуры (универсальных речных судов) на акватории Москвы-реки, в рамках «Городской целевой программы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011 – 2013 гг.».

Для непостоянной (мобильной) архитектуры плавающих объектов характерна некапитальность, некоторая изменчивость и аттрактивность образа, связанные с самой «природой» данных сооружений, с их непостоянным размещением, передвижением, с различными условиями восприятия в постоянно изменяющихся градостроительных контекстах. При разработке конкурсных проектов желательно учитывать конкретные условия временного размещения универсальных речных несамоходных судов (плавсооружений), возможность использования существующих или специально спроектированных причальных сооружений, изменяющийся конкретный архитектурный и историко-культурный градостроительный контекст в связи с возможными перемещениями проектируемых объектов по акватории.